logo
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Детская школа искусств № 2 п. Приютово

Режим работы школы:
Пн. - Пт. с 8:00 до 21:30
Сб. с 8:00 до 18:00
Воскресенье - выходной

14 марта – День Вальса

12.03.2024

Вальсы, которые звучат в день свадьбы, в день Победы, во время выпускного бала – нечто особенно трогательное и волнующее, а уж во время самого танца невозможно оставаться равнодушным.

Начало ХVII века   …неприличный провинциальный танец…так оценивали  его современники  тех лет.

Вальс – парный танец, исполняется в закрытой позиции, то есть партнеры танцуют лицом друг к другу, правая рука женщины и левая рука мужчины соединены, его правая рука лежит на ее талии.

Традиционно родиной вальса считается Германия или Австрия, но это лишь условность – на самом деле истоки этого танца можно отыскать во многих европейских странах.

Вальс в более привычном для нас виде появился в XVII веке. Он подразумевал очень тесный контакт танцующих – мужчина обнимал даму, лица партнеров находились друг напротив друга. А еще бальная мода той эпохи предполагала открытые женские платья. Молодежи новый танец приглянулся, но приходилось противостоять общественному мнению.
А оно сходилось на том, что вальс развратен, циничен, аморален, его движения называли «безумством». Подобные взгляды разделяли приверженцы строгих правил светского воспитания по всей Европе. Но в то же время вальс магически воздействовал на танцоров – и поэтому сохранился.
Непринятие вальса, как ни странно, приводило еще и к тому, что в европейских столицах стали появляться специальные заведения, где можно было потанцевать, произошло это в 1760 году. А к восьмидесятым годам XVIII века вальс уже считался модным европейским танцем.

Был известен вальс и в Российской империи – но ненадолго все же попал в опалу. Произошло это в правление Павла I, который, по легенде, однажды поскользнулся и упал во время танца. Этот танец еще несколько десятилетий будет восприниматься как излишне вольный.
Но все же запрет тот действовал совсем недолго. Дело в том, что у Павла Петровича появилась фаворитка, Анна Петровна Лопухина, а эта дама чрезвычайно любила балы, танцы и вальс в их числе.

Вообще следует признать, что именно светские дамы, любившие танцевать, ввели моду на вальс и отстояли танец.
Столицей вальса в 80-х годах XVIII века стала Вена. И именно венский вальс вдохновлял композиторов на создание выдающихся музыкальных произведений.

В XIX веке свои великие творения «в темпе вальса» писали Иоганн Штраус-старший и Иоганн Штраус-младший, Фредерик Шопен, Петр Чайковский. А одним из первых в России вальс написал Александр Грибоедов, автор «Горя от ума». В 1824 году он сочинил Вальс № 2 ми минор.
В разных уголках мира исполняют свой вальс.

В Российской империи вальс набирал популярность постепенно, но к началу XX века его танцевали все представители аристократических кругов. Учебные заведения для офицеров в обязательном порядке обучали воспитанников искусству танцевать вальс. После революции этот танец оставался одним из самых любимых в Советском Союзе.
В то время как западный мир экспериментировал с джазом и прочими музыкально-танцевальными новинками, в СССР оставались верны дореволюционной классике. Вальс был уже не просто танцем, для него писали стихи, его пели и слушали. Самыми, пожалуй, трогательными музыкальными композициями военных лет стали именно вальсы.
Трудно представить себе, чтобы кого-то на постсоветском пространстве оставляли равнодушными вальсы «В лесу прифронтовом», «Случайный вальс», «На сопках Манчжурии». Все они были созданы в военное время, «На сопках Манчжурии» – в 1906 году, когда Россия воевала с Японией. А к песне-вальсу «Синенький скромный платочек» в исполнении Клавдии Шульженко было создано два варианта текста.

Давайте танцевать ВАЛЬС и наслаждаться!

Ю.Е. Тимофеева