logo
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Детская школа искусств № 2 п. Приютово

Режим работы школы:
Пн. - Пт. с 8:00 до 21:30
Сб. с 8:00 до 18:00
Воскресенье - выходной

К 141-летию со дня рождения Михаила Фабиановича Гнесина

05.02.2024

(2 февраля 1883, Ростов-на-Дону – 5 мая 1957, Москва)

141 год назад, 2 февраля 1883 года в Ростове-на-Дону родился Михаил Фабианович Гнесин – один из представителей знаменитой музыкальной династии. Талантливый композитор с яркой индивидуальностью, он создал немало камерных, вокальных и инструментальных сочинений. Гнесин был известным педагогом, воспитавшим несколько поколений известных композиторов. Его критические статьи освещали различные проблемы музыки, а общественная деятельность на протяжении всей его жизни служила распространению музыкального искусства.

Получив начальное музыкальное образование в родном городе, и идя по стопам старших сестёр, семнадцатилетний Михаил Гнесин отправился в Москву для поступления в консерваторию, но потерпел неудачу. Через год, в 1901 году, уже имея в творческом багаже романсы собственного сочинения, он поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию на отделение теории и композиции. Учиться в консерватории у самого Николая Андреевича Римского-Корсакова было для молодого музыканта большой удачей. Это обстоятельство определило всю дальнейшую жизнь Гнесина и его отношение к музыке. Римский-Корсаков оставался для него безусловным эталоном, и Гнесин всегда хранил верность памяти и традициям своего учителя.

Первый этап творчества Гнесина-композитора был связан с Санкт-Петербургом. Он писал романсы на стихи поэтов серебряного века Константина Бальмонта, Фёдора Сологуба, Александра Блока, Вячеслава Иванова. Их отличал яркий мелодизм, романтическая взволнованность и поэтичность, внимательное отношение к вокальной интонации, свежесть гармонического языка.

Сочинения Гнесина вызвали большой интерес и с успехом звучали на «Вечерах современной музыки» в Петербурге и на «Музыкальных выставках» в Москве в исполнении Надежды Забелы-Врубель, Марии Дейша-Сионицкой, Ивана Алчевского. Дирижер и пианист Александр Зилоти постоянно включал сочинения Гнесина – вокальные, симфонические и камерные – в программы своих концертов, а издатель Пётр Юргенсон печатал все его новые опусы. Как музыкальный критик Гнесин активно выступал со статьями в журнале «Музыкальный современник».

С годами Гнесин проявлял всё больший интерес к фольклору разных народов, в частности, к еврейским древним напевам. В 1914 году он впервые посетил Палестину, а также познакомился с армянским музыкальным деятелем Комитасом. Позднее он увлёкся народной музыкой Кавказа, Поволжья, Средней Азии.

В 1920-х еврейская народная музыка стала питательной средой для его композиторского творчества. Одним из первых образцов стал Квинтет для струнного квартета и арфы «Песня странствующего рыцаря»; позднее появился цикл «Повесть о рыжем Мотеле», ставший значительным сочинением композитора. Гнесин продолжал писать вокальные произведения на тексты еврейских поэтов (в русских переводах и на идише), а также на стихи русских поэтов на еврейские мотивы.

С середины 1930-х музыкальный язык Гнесина стал меняться. Композитор одним из первых обратился к советской тематике, к массовой песне в симфоническом творчестве. «Симфонический монумент» для симфонического оркестра и хора на слова С.А. Есенина стал ярким воплощением «массовых действ».

В 1911 году, покинув Петербург и отойдя от сочинительства, Гнесин возвратился в родной Ростов-на-Дону, где вплотную занялся просветительской деятельностью. За последующие восемь лет он, по существу, возродил музыкальную и культурную жизнь города: преподавал, читал лекции о музыке, организовывал музыкальные фестивали. Благодаря его усилиям была открыта музыкальная библиотека и три музыкальные школы. В 1920 году он стал первым директором Консерватории в Ростове-на-Дону.

Не раз Михаил Фабианович получал помощь и поддержку своей старшей сестры Елены Гнесиной. В 1923 году Гнесин снова приезжает в Москву, чтобы присоединиться к семейному делу сестёр Гнесиных – к работе в Музыкальном техникуме. Он с увлечением занимается педагогической работой: ведёт класс гармонии, класс композиции, читает различные курсы лекций, создает свою методику преподавания композиции для начинающих обучение, которую он позднее изложил в учебнике «Начальный курс практической композиции» (1941). Среди его учеников техникума в те годы были Арам Хачатурян, Тихон Хренников, Сергей Скребков, а позднее – Карэн Хачатурян, Борис Чайковский, Александр Чугаев и др.

С 1925 года Гнесин начал преподавать в Московской консерватории, возглавив педагогический факультет. Стремясь расширить кругозор учащихся, он предлагал различные дополнительные курсы для свободного творческого развития молодёжи.

Годы его жизни в Москве связаны с постоянной борьбой за судьбу своего педагогического факультета. В 1935 году факультет был закрыт, и Гнесин вновь переезжает в Ленинград преподавать композицию в Ленинградской консерватории. В тот период его учениками были ставшие в будущем талантливыми композиторами Борис Клюзнер, Альберт Леман, Вадим Салманов и др.

Три года войны Гнесин провёл в эвакуации в Йошкар-Оле и в Ташкенте вместе с преподавателями Ленинградской консерватории. В 1944 году по настоянию и при помощи своей сестры Елены Гнесиной, он в третий раз приезжает в Москву – заведовать кафедрой композиции в Государственно-педагогическом институте имени Гнесиных.

В последние годы жизни музыкант писал статьи для будущей книги о русском симфонизме; создал два крупных инструментальных сочинения — Сонату-фантазию для фортепианного квартета и Вариации для виолончели и фортепиано. В 1946 году Соната-фантазия получила высокое официальное признание и была удостоена Сталинской премии. В 1956 году была выпущена книга Гнесина с воспоминаниями о его учителе «Мысли и воспоминания о Н. А. Римском-Корсакове».

Через год, в 1957 году, Гнесин, давно страдавший болезнью сердца, скоропостижно скончался от инфаркта возрасте 74 лет.

Жизнь Михаила Фабианович Гнесина, полная бурных событий, переездов и работы в разных городах, была всегда нацелена на развитие музыкального искусства. Многогранно образованный человек, яркий и своеобразный композитор, мудрый педагог и смелый общественный деятель, всегда умевший стоять на высоте своих принципиальных позиций, Михаил Фабианович  Гнесин считал своим призванием музыкальное просветительство и беззаветно служил музыке.

И.Ю. ГОдова