logo
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Детская школа искусств № 2 п. Приютово

Режим работы школы:
Пн. - Пт. с 8:00 до 21:30
Сб. с 8:00 до 18:00
Воскресенье - выходной

Методы преодоления сценического волнения у юных музыкантов-исполнителей.

28.11.2023

Концертное исполнительство – очень тонкий и сложный психологический процесс, направленный на развитие личности учащегося. Важной составляющей этого процесса является подготовка учащегося к публичному выступлению.

Выступление – результат напряженного творческого труда исполнителя, являющимся для него ответственным актом, вдохновляющим его на дальнейший творческий рост. Различные качества внутреннего мира исполнителя, воля, интеллект, глубина эмоций, творческая фантазия, – все это, в той или иной мере проявляют себя во время сценического выступления.

Основная сложность концертного выступления заключается в том, что исполнитель испытывает стресс – сценическое волнение. Существует мнение, что волнение побороть нельзя, а можно отвлечься, переключиться на творческие моменты исполнения.

Педагог должен очень хорошо знать индивидуальные особенности личности своего ученика: его характер, склад психики, привычки и наклонности, его темперамент, типичная реакция в стрессовых условиях,  чтобы быть наиболее точным в рекомендациях, направленных на то, как правильнее, эффективнее справиться начинающему исполнителю со сценическим волнением.

Рассмотрим методы работы над ним.

Методы работы по снижению концертного волнения

  1. Рациональный подбор репертуара.

 

Большую роль в стабильности и эмоциональной устойчивости во время выступления играет рациональный подбор репертуара. При выборе произведений важно учитывать возможности учащегося. Оптимальный уровень исполнительской сложности – одно из условий успешности выступления.

При разучивании произведения важное  значение имеет личная заинтересованность ученика. Педагог должен учитывать его пожелания, увлечь намеченными для ответственного выступления пьесами, уметь аргументировать свой выбор.

  1. Формирование стабильности в концертном выступлении за счет добросовестной предварительной подготовки.

Одна из причин сценического волнения – боязнь музыканта забыть текст. Чтобы избежать этого, рекомендуется использовать следующие приёмы заучивания наизусть.

Первый из них – методика создания «опорных точек». Следует работать над разбором и запоминанием материала по фразам и периодам. Анализировать форму произведения даже с самыми маленькими учениками. Границы разделов должны стать опорными пунктами. Тогда даже в случае остановки, ученик будет знать, откуда продолжать. Данная методика даёт ученику навык исполнения произведения, начиная, практически с любого места.

Следующий приём, помогающий исполнителю свободно ориентироваться в тексте, играя наизусть – подробная проработка всех элементов музыкальной ткани.

Для осознанного запоминания наизусть следует также использовать способ проговаривания нотного текста. Акцентировать внимание ученика на том, с какого звука начинается произведение, как идет движение мелодии, где кульминация.

Очень важно выучить программу не позднее, чем за месяц до назначенной даты концерта. Музыкальный материал должен “устояться, прижиться”.

  1. Организация домашней работы учащегося.

Большую роль в успешности обучения играет сотрудничество педагога с родителями. Важны подробные объяснения, как надо работать дома и контроль со стороны родителей.

  1. Отработка комплекса сценических ритуалов.

В период подготовки к концерту, необходимо репетировать выход, поклон, начало и завершение выступления, уход со сцены. Это позволяет учащимся чувствовать себя более комфортно и значительно повышает их артистизм. Важно мысленно проиграть самое начало исполняемого произведения про себя, чтобы вступить в нужном темпе и характере.

  1. Предварительное многократное обыгрывание подготовленного материала в различной обстановке.

Когда концертная программа достаточно выучена, нужно обязательно обыграть её на публике. Сначала создаём ситуацию, вызывающую незначительное волнение – выступаем перед одноклассниками или родителями. Затем задачу усложняем – играем перед педагогами. Обыгрывание программы надо делать как можно более часто, чтобы трудное стало привычным, привычное – лёгким, а лёгкое – приятным.

  1. Предварительное изучение акустических возможностей сцены.

При подготовке к концерту обязательным условием является предварительное изучение акустических возможностей сцены. На репетициях исполнителю важно адаптироваться к новым слуховым и двигательным ощущениям. Меняется музыкальное пространство, по-иному высвечиваются такие качества звучания, как разборчивость, масштабность, гибкость и разнообразие тембра и динамики.

  1. Удобная комфортная одежда на сцене.

Каждый исполнитель знает, как важна на сцене удобная комфортная одежда. Например, высокие каблуки, острый или «обрубленный» носок обуви негативно сказываются на технике владения педалью.

Но главное – дело не только в знании секретов успешного выступления. Любой музыкант должен помнить о том, что на сцене он обязан забыть о страхе и все свои мысли направить к осмыслению той музыки, которая будет исходить из-под его рук. Он должен выступить посредником между композитором и слушателем. Показать лучшее, на что он способен.

Исполнителю следует испытывать во время сценического выступления не психическое волнение, а душевное. Подтверждением этого служат слова французской писательницы Жорж Санд: «Область музыки – душевные волнения. Цель музыки – возбуждать эти волнения, и сама она также вдохновляется ими».

Р.C.Никитина