logo
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Детская школа искусств № 2 п. Приютово

Режим работы школы:
Пн. - Пт. с 8:00 до 21:30
Сб. с 8:00 до 18:00
Воскресенье - выходной

«Особенности организации домашней работы учащегося детской музыкальной школы»

24.10.2023

Поступление ребенка в музыкальную школу является серьезным и ответственным шагом не только для него самого, но и для его родителей. Для того, чтобы он успешно справлялся с новыми, непростыми для него заданиями, чтобы развитие его музыкальных способностей шло успешно, очень важно с первых шагов помочь ему в этом. Именно здесь, в музыкальной школе, у ребенка формируется представление о школе и о занятиях. Представление о работе. Закладывается чувство ответственности и навык трудолюбия. И если ребёнок поступил в музыкальную школу, то ему придётся привыкнуть к ежедневным, вдумчивым, систематическим занятиям каждый день. Исключений не бывает. Даже на каникулы дети получают задание.

В результате ваш ребёнок приобретает чувство ответственности, развивает силу воли и терпение, у него формируется высокий уровень стрессоустойчивости. Это на самом деле очень полезно, потому что всё, что вы хотите видеть в своём ребёнке в его взрослой жизни, должно формироваться с самого-самого начала!

Педагог по специальности встречается с ребёнком лишь два раза в неделю по 45 минут. Поэтому основная работа проводится дома, руководствуясь указаниями, полученными от учителя во время урока. Ребёнок организованный, внимательный на уроке, работая дома,  будет знать, чем и как ему заниматься. А ребенок, который не может быстро сосредоточиться и все запомнить на уроке, дома будет отсиживать время за инструментом, фактически безрезультатно. Здесь и нужна помощь родителей. Зачастую, родители говорят о том, что ничего не понимают в музыке. Но это совсем не аргумент. Задача родителей больше сводится к организации домашней работы, а не в объяснении специфики предмета.

Первое и главное, это ежедневный контроль за выполнением домашнего задания! Чтобы ребенок чувствовал вашу заинтересованность в его делах и не оставался один на один со своими проблемами.

Не забывайте похвалить ребенка, внимательно послушать произведения, которые он исполняет. Ребенок должен постоянно ощущать вашу любовь и поддержку.

В детской школе искусств учиться трудно. Все вы, родители, должны представлять, что серьёзная учёба игре на сложных музыкальных инструментах требует от ребёнка значительной затраты нервной и физической энергии. Нужно отдавать себе отчёт в том, что это обучение рассчитано на долгие годы, оно не терпит перерывов, отнимает много времени.

Успехи ученика определяются его самостоятельной работой. От нее зависят развитие и творческий рост ученика. Поэтому очень часто возникает вопрос: «Как ребенок должен заниматься дома?»

Домашние занятия – это закрепление знаний и навыков, полученных на занятии.
Для высокой эффективности домашних занятий важно применять Режим Дня, который составляется с учетом особенностей, возрастом ученика.

Продуктивность домашней работы зависит, с одной стороны, от отношения к ней ученика, его заинтересованности, активности, сознательности, самоконтроля; с другой – от правильной его организации: регулярности, планомерности, правильного чередования работы и отдыха и благоприятных условий для занятий.

И наша главная задача, научить их успешно справляться с задачами, находить правильные пути их решения, не отступать перед трудностями и выходить победителями из самой безвыходной ситуации.

Помощь со стороны родителей, ваша заинтересованность, поддержка в трудную минуту, помогают детям в их повседневной кропотливой работе. Если родители проявляют интерес к тому, что происходит в музыкальной школе (праздники, концерты, вечера), совместно посещают выставки, то и ребёнок будет ответственно относиться к выполнению поставленных задач. Когда ученик видит, что его игра может доставлять удовольствие родным, друзьям, педагогу, то у него растет чувство уважения к себе и своему труду, появляется желание самоутвердиться как личность в творческой музыкальной деятельности.

Хочется обратить внимание на те важные моменты в организации домашних заданий, зная и выполняя которые каждый из родителей сможет помочь своему ребенку в изучении искусства музыки. Не жалейте времени и силы на то, чтобы успехи в этом непростом, но очень благодарном деле радовали и самого ребенка, и вас – родителей, и, конечно, нас – учителей.

  1. Домашние занятия должны быть подчинены определенному режиму, то есть важнейшее значение для ребенка имеет расписание. Целесообразнее всего посвящать занятиям музыкой время перед приготовлением уроков для общеобразовательной школы, чем после них, т.к. переключение внимания отразится благоприятно на обоих занятиях. Разумеется, должны соблюдаться условия для успешных занятий ребенка, выключен телевизор, не должно быть шумных разговоров вокруг.
  2. Длительность занятий. Продолжительность домашних занятий зависит от индивидуальности ученика, а также от его возраста. Учитывая большую утомляемость детей младшего школьного возраста, 30 минут в день достаточно для детей 6-7 лет. Для более старших учащихся продолжительность занятий составляет 1,5-2 часа в день с перерывами на отдых. На начальном этапе обучения родителям необходимо выполнять домашнее задание вместе с ребенком, внимательно читать задание в дневнике. Обязательно следите за записями в дневнике! Приучите ребенка к тому, что дневник регулярно просматривается.
  3. Один из главных моментов в организации домашних занятий – они должны быть систематическими, ежедневными! Только регулярность приносит пользу. Если ребенок занимается только перед уроком, такая работа малоэффективна, потому что многое из того, что достигнуто совместными усилиями ученика и педагога на уроке теряется. Чтобы выработать привычку к ежедневным занятиям требуется проявить волю и усилия как самого ребенка, так и родителям. Всегда знайте, даже если позаниматься 20 минут – будет сделан маленький, но шаг вперед!
  4. Правильно организуйте рабочее место, приучите ребенка бережно относиться к своему инструменту, «ухаживать» за ним, следите за осанкой ребенка во время занятий.
  5. Следите за качеством занятий. Большое значение имеет концентрация внимания,              вдумчивая     работа.
  6. На начальном этапе обучения особое внимание следует уделять рукам, постановке игрового аппарата, посадкой за инструментом. Нужно постоянно заставлять ребенка          следить за руками, как этого требует преподаватель. Сначала этот процесс будет требовать усилий со стороны ребенка. Позднее он перерастет в обычный естественный, и если ранее было не все верно сделано, все упущения в постановке игрового аппарата будут сказываться на исполнении. Ребенок будет чувствовать неудобства, возникнут сложности в техническом отношении.

 

  1. Инструмент. Покупая пианино, помните, вы приобретаете музыкальный инструмент, а не мебель. Обязательно проконсультируйтесь с настройщиком, чтобы не купить некачественный инструмент. Очень нежелательно покупать синтезатор или электрическое пианино, как бы продавцы вас не убеждали, что это то же самое, что и механическое пианино и даже лучше, не верьте! Приучайте ребенка бережно относиться к своему инструменту, ухаживать за ним. В зависимости от качества его нужно настраивать 1-2 раза в год.

Говоря о подготовке к выступлению, будь то  экзамен, концерт полезно дома устраивать мини-концерт. Усаживайте в комнате всю семью, и пусть ребенок играет всю программу. Ребенок должен постоянно ощущать неподдельную заинтересованность в своих успехах с вашей стороны. Просите ребенка время от времени поиграть вам и обязательно внимательно прослушайте все, что он вам захочет исполнить. Не забудьте похвалить его, поощрить, если вы смогли услышать в исполнении вашего ребенка желание понравиться вам, порадовать своими успехами.

Уважаемые родители, не жалейте времени и сил на помощь Вашему ребенку в деле обучения прекрасному искусству музыки.

Роль родителей в обучении ребенка если не главная, то очень важная, о чем каждый родитель должен знать и чувствовать ответственность за ребенка. Если соблюдать все правила занятий, то союз преподавателя-родителей-учащихся станет самым крепким и приводящим к большим творческим успехам наших детей!

Р.С. Никитина