logo
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Детская школа искусств № 2 п. Приютово

Режим работы школы:
Пн. - Пт. с 8:00 до 21:30
Сб. с 8:00 до 18:00
Воскресенье - выходной

Первая скрипка мира.

12.09.2023

В конце сентября исполняется 115 лет со дня рождения Давида Федоровича Ойстраха.

Западная критика почтительно именовала его «царем Давидом», «королем скрипачей», «первой скрипкой мира»…

Давид Ойстрах — это беспрецедентное явление в истории музыкального искусства.

 

Давид Федорович Ойстрах родился в Одессе 30 сентября (17 по старому стилю) 1908 года. Его мать, Изабелла Степановна, была певицей в хоре одесского оперного театра. Отец великолепно играл на мандолине и немного на скрипке. Давид, подобно родителям, рос юным меломаном. Самым страшным наказанием за детские шалости было то, что его не брали в театр. Тогда молодой вундеркинд, знавший весь театральный репертуар на память, сам исполнял для себя пропущенное произведение. Еще одним из увлечений маленького Давида было наблюдение за уличными музыкантами. Позже он вспоминал, как отчаянно «завидовал скрипачам, трубачам, гармонистам, даже шарманщикам, часто навещавшим одесские дворы». Ему казалось, что лучшей профессии просто не может быть.

Из воспоминаний Ойстраха: «Мне казалось, что нет и не может быть большего счастья, чем ходить по дворам со скрипкой. Никто не знал, как я завидовал скрипачам, трубачам, гармонистам, даже шарманщикам, часто навещавшим одесские дворы.

Иногда я становился со своей игрушечной скрипкой посреди двора, клал перед собой какие-нибудь ноты. В нотах я тогда ничего не понимал, но для виду смотрел в них. Окруженный малышами, я старательно пиликал.

Звуки, извлекаемые из желтого инструмента, казались мне божественными. Это было так увлекательно, что когда уже в пятилетнем возрасте я получил наконец в руки настоящую скрипку-“восьмушку” и начал учиться, занятия целиком поглотили меня».

В то время в Одессе было очень модно отдавать детей учиться музыке. Одной из основных причин подобного бума стало то, что в 1911 году скрипачом всё того же оперного театра, Петром Соломоновичем Столярским на базе собственной квартиры была открыта частная музыкальная школа. Это было поистине уникальное учебное заведение. Горожане тут же ласково, с легкой руки самого маэстро, окрестили её «фабрикой талантов». А Утесов шутил, что Столярский мог бы поспорить с Фордом за первоочередность изобретения конвейера, только конвейера талантов. Наиболее ярким подтверждением этого может служить тот факт, что в 1937 году в Брюсселе на суперпрестижном Международном конкурсе имени Эжена Изаи все призовые места и лауреатские звания были присуждены ученикам Петра Столярского.

Под руководством Петра Столярского пятилетний Давид Ойстрах начинал знакомиться со скрипкой. Первые шаги были настолько успешными, что уже через год Давид дал первый сольный концерт. Фраза, которой Столярский, как правило, характеризовал своих учеников: «Ваш мальчик – обыкновенный гениальный ребенок», по отношению к маленькому Давиду стала пророческой.

В 1926 году Ойстрах блестяще окончил Одесский музыкально -драматический институт по классу всё того же П. С. Столярского, которого всегда считал своим первым и главным учителем. Еще студентом Ойстрах концертировал с симфоническим оркестром родного города, причём не только играл на скрипке, но и выступал в качестве дирижера. Через два года юный музыкант переехал в Москву. После этого его жизнь какое-то время выглядит сплошной чередой побед.

В 1930 году в Харькове Давиду Ойстраху присуждается первая премия Всеукраинского конкурса скрипачей.

В 1935 году – победа во Всесоюзном конкурсе музыкантов – исполнителей и вторая премия на Международном конкурсе скрипачей им. Г. Венявского в Варшаве.

В 1937 году блистательный триумф (первая премия) на конкурсе им. Изаи.

С 1934 года участие в конкурсах и концертную деятельность приходилось совмещать с преподаванием в Московской консерватории.

В 1939 году ему было присвоено звание профессора.

В 1950 году он возглавил кафедру скрипки.

В 1953 году Давиду Ойстраху было присуждено звание народного артиста СССР.

Ученики, проникнувшись глубоким уважением и любовью, граничащей с благоговением, называли Ойстраха «Царь Давид». Виктор Пикайзен, один из учеников Давида Ойстраха вспоминал: «…ощущение потрясения не проходило. Как же иначе, когда рядом с тобой… ну просто бог играет! Ойстрах был прирожденным педагогом, впоследствии он стал великолепным дирижёром, был замечательным альтистом и оставался непревзойденным скрипачом. Его искусство сверкало всё новыми гранями».

Помимо увлечения различного вида искусствами, к которым относились театр, литература, кино (сам снимал любительские фильмы) и живопись, Давид Ойстрах интересовался автомобилизмом, политикой, достижениями современной науки, и, кроме того, был отличным спортсменом. Он великолепно играл в теннис, но главной страстью были шахматы, по которым у него был первый разряд. Часто, в свободное от концертной деятельности время, Ойстрах давал сеансы одновременной игры, принимал участие в любительских турнирах, либо наблюдал за игрой профессионалов.  Он первым из советских исполнителей посетил Испанию и Португалию, Уругвай и Аргентину, Японию, Новую Зеландию и Австралию, а также был допущен на гастроли в несоциалистическую Западную Германию. Его очень ценили заграницей, как профессионала и просто человека. Тому подтверждением служат множество самых престижных почетных титулов и званий всех стран мира. Давид Ойстрах был доктором Кембриджского университета, членом Американской академии наук и искусств в Бостоне, Королевской академии музыки в Лондоне, почетным членом итальянской Национальной академии «Санта Чечилия» в Риме, членом-корреспондентом Академии искусств в Берлине.

Давид Федорович был женат на пианистке Тамаре Ивановне Ротаревой. В 1931 году в семье родился сын Игорь.Сын Ойстраха пошёл по стопам отца как в профессии, так и в личной жизни — стал знаменитым скрипачом и взял в жены пианистку Наталью Николаевну Зерцалову.

Игорь учился у Давида Федоровича в консерватории. Впоследствии отец и сын часто исполняли музыку дуэтом, фото и записи которого сохранились. Внук

Давида Федоровича Валерий — скрипач и профессор Королевской консерватории в Бельгии.

Хотя вторая половина 1930-х гг. была очень успешным периодом в его музыкальной деятельности, об этом времени Давид Ойстрах всегда вспоминал с ужасом. Даже спустя десятилетия он очень скупо делился воспоминаниями со своими учениками и рассказывал полушепотом: «Мы с женой пережили 37-й год, когда вся Москва по ночам ждала арестов. В многоэтажном доме, где мы жили, в подъезде в конце концов только моя квартира и квартира напротив, через площадку, оставались нетронутыми. Все остальные жильцы были арестованы. Я ждал ареста каждую ночь, и у меня для этого случая были приготовлены теплое белье и еда на несколько дней. Вы не можете себе представить, что пережили мы, слушая по ночам приближающийся шум автомобилей и стук парадных дверей. В народе эти черные машины называли «маруси». Однажды «маруся» остановилась у нашего парадного входа… К кому? К нам – или к соседям? Больше никого нет. Вот хлопнула дверь внизу, потом заработал лифт, наконец на нашей площадке остановился. Мы замерли, прислушиваясь к шагам. К кому пойдут? Позвонили в квартиру напротив. С тех пор я не боец…».

В годы войны Ойстраха с семьей эвакуировали в Свердловск, но музыкант выступал как в госпиталях, так и перед жителями осаждённого Ленинграда и моряками Северного флота. (на фото Концерт Давида Ойстраха во время блокады, за роялем – Абрам Макаров. Март 1943.)

Не смотря на то, что Ойстрах “не боец”, в 1968 году он отказался подписать «письмо советских евреев», осуждающее сионизм — идеологию объединения иудеев всего мира в Израиле. Результатом поступка скрипача стало игнорирование правительством его 60-летнего юбилея.

Из воспоминаний Игоря Ойстраха: «В начале 1968-го во время гастролей по США Давиду Ойстраху сообщили, что по возвращении в Москву он должен будет поставить свою подпись под документом, осуждающим правительство Израиля, которое призывало евреев всего мира поселиться на своей исторической родине. Возвратившись в феврале в Москву, Ойстрах отказался подписать сфабрикованное письмо евреев – видных деятелей культуры. Потому, когда полгода спустя у отца был юбилей, он нисколько не удивлялся тому, что эту дату наверху просто-напросто «спустили на тормозах». Однако никто не мог предположить худшего».
Когда в том же году скрипач находился на гастролях в Италии, его квартиру ограбили. Вынесли деньги, драгоценности, дорогостоящую звукозаписывающую технику, грамзаписи, привезенные из-за границы, подаренные королевой Бельгии шахматы с серебряными и золотыми фигурами, фотоаппараты и коллекцию старинных часов. Самое ценное – скрипки – грабители не тронули, не подозревая об их настоящей стоимости.(на фото Королева Бельгии Елизавета поклонница таланта Ойстраха с 1937 года.)

В мировой прессе по этому поводу поднялся такой шум, что уже спустя 3 месяца все похищенные вещи были найдены и возвращены владельцу.

По мотивам этой нашумевшей истории братья Вайнеры в 1972 г. написали роман “Визит к Минотавру”. Давид Ойстрах стал прототипом главного героя – скрипача и педагога Льва Полякова. По сюжету, в его отсутствие грабители вынесли из квартиры старинную скрипку работы Антонио Страдивари. На самом деле это было плодом фантазии авторов, но каково же было удивление публики, когда через 9 лет после экранизации их романа, воры, воспользовавшись сюжетом фильма, как руководством к действию, действительно похитили скрипку Страдивари, подаренную Ойстраху королевой Бельгии и переданную после его смерти в музей.

Давид Ойстрах не видел экранизации этого романа – она вышла уже после его смерти, и не узнал об этом преступлении, которое будоражило общественность еще долгое время.

Самым наглядным примером работоспособности Давида Ойстраха может служить последний день его жизни. Дело происходило в Амстердаме, где он тогда гастролировал. Утром он провел трехчасовую репетицию с оркестром, после репетировал двойной концерт Брамса с Лианой Исаакадзе и её братом, который им предстояло исполнять. Затем последовала работа над концертами Баха и Моцарта, а вечером прослушивание одного из записанных концертов.

Наутро «Царя Давида» не стало. Это случилось 24 октября 1974 года.

Друг скрипача, композитор Дмитрий Шостакович говорил о нем: «Замечательное искусство Ойстраха завоевало мир. Ойстрах и скрипка, Ойстрах и музыка – эти понятия стали неразрывны. Сочетание огромного таланта и непрестанного труда, соединение вдохновения и отточенного мастерства принесли ему славу короля скрипачей».

Ю.Е. Тимофеева